Поговорим об одном из наиболее часто используемых инструментов для повышения эффективности команды.
Что такое скрам?
Скрам – это методика менеджмента, помогающая командам разработчиков, исповедующим Agile (то есть гибкую методологию разработки ПО), легче управлять поставленными задачами.
Если вы не знаете, что такое Agile, то вот небольшая справка, вкратце поясняющая суть методологии:
Скрам – это дополнение к Agile, позволяющее сделать процесс разработки нового ПО еще быстрее. Это достигается благодаря четкому формированию, распределению и делегированию задач в команде.
Основные принципы методологии
У методики scrum есть шесть основных сущностей.
1. Анализ пожеланий пользователей
Первое, что анализируют разработчики в команде, – story. Под этим термином подразумевается пласт данных, связанных с функциональностью ПО, в котором нуждаются пользователи. Речь идет о самой функции, особенностях ее реализации, сложности разработки, а также преимуществах, которые дает реализация конкретной функции. Анализ пожеланий пользователей можно упростить, если ответить на три вопроса:
- Кто ваш пользователь?
- Какие функции приложения ему нужны?
- Почему они ему нужны?
2. Спринт
При использовании скрам-методологии каждый «забег» разработки длится от одной до четырех недель. Это одно из важнейших условий.
3. Бэклог продукта
Бэклог – это список задач, пользовательских пожеланий, улучшений, которые нужно внести в приложение, и ошибок, которые нужно исправить.
4. Бэклог спринта
Бэклог спринта отличается от бэклога продукта своим размером и специализацией на более узком круге задач. В нем прописывается список задач, которые должны быть решены в течение одного спринта.
5. Команда спринта
«Забеги» выполняются командами сотрудников, которые делятся на три функциональные группы:
Владелец продукта. Персонаж-визионер, понимающий, как должно выглядеть готовое решение по итогу. Выступает главным «мостом» между пользователями и разработчиками.
Скрам-мастер. Один из лидеров, следящий за тем, чтобы программисты следовали скрам-принципам.
Команда разработчиков. Небольшая команда с набором необходимых навыков для реализации задумок владельца продукта. Дизайнеры, художники, разработчики, копирайтеры и т.п.
6. Ретроспектива спринта
Под этим термином понимается встреча сотрудников компании и групповой анализ проделанной работы. Работники собираются после каждого «забега» и размышляют на тему того, как можно ускорить процесс разработки, как устранить ошибки, возникающие по ходу работы и т.п. В общем, всеобщая подготовка к работе над ошибками в ходе следующего спринта.
Что такое scrum-board?
Мы разобрались с большей частью терминологии. Теперь можем перейти к доскам. Скрам-доска (или спринт-доска, или скрам-борд, или scrum-board, как будет угодно) – это визуальная презентация тех задач, что должны быть решены за один «забег».
Скрам-доска похожа на многоколоночный список элементов, позволяющий команде разработчиков:
Отслеживать все задачи, которые необходимо решить, работая над текущим проектом.
Контролировать процесс работы. Наблюдать за сотрудниками и грамотно распределять между ними задачи/функции.
Следить за прогрессом текущего спринта. Чтобы задачи вовремя попадали в список выполненных.
Проводить аналитические совещания с целью обсудить успехи компании.
Такая доска может быть как физическим объектом (магнитная доска или доска, на которой пишут маркером), так и цифровой реализацией, т.е. приложением с функциональностью, присущей физическим скрам-бордам.
Структура скрам-доски
Скрам-борд делится на несколько блоков. Мы рассмотрим 6 распространенных блоков (их может быть больше или меньше).
- Stories. Одна story – это информация об особенности продукта, которую желает видеть большое количество пользователей. Новый дизайн, новая настройка, новая функция. Это может быть что угодно. Со stories начинается целеполагание. Лидеры команды решают, чем будет заниматься команда в грядущий спринт.
- Надо сделать. Story нужно поделить на части. На конкретные задачи, которые разработчики смогут решать. Берем не функцию в ее глобальном понимании, а какую-то минимальную часть, посильную и компактную.
- Делается. Это те «куски» story, которые уже разобрали. Над ними ведется работа в конкретный период. Задача лидера команды отслеживать продолжительность нахождения карточек в категории «Делается». Чем меньше этот период, тем лучше.
- Сделано. Те части story, что уже были закончены. Этот раздел доски помогает отслеживать прогресс и анализировать работу.
- Проверяется. Выполненные задачи, нуждающиеся в дополнительной проверке или контроле качества кода. Несмотря на то, что эта колонка часто располагается правее колонки «Сделано», карточки из «Делается» попадают сюда раньше.
- Отложено. Функции, которые почему-то не получается реализовать в текущем спринте. Отсюда они переносятся на следующий «забег».
Основные типы скрам-бордов
Тут нет замысловатой категоризации. Доски делят на физические и цифровые.
Физические доски
Это может быть магнитная доска на холодильнике или школьная доска. Любая поверхность, к которой можно прикреплять стикеры с задачами. Ее визуально делят на необходимое количество колонок и лепят карточки на нужные участки.
По мере продвижения разработки стикеры мигрируют из одной группы в другую, пока спринт не завершится.
Цифровые скрам-доски
А это приложения, которые имитируют поверхность для стикеров с описанием задач. Принцип работы тот же, но есть свои плюсы:
Онлайн-версии скрам-досок синхронизируются по сети. Данные доступны всем сотрудникам независимо от их месторасположения, используемого устройства или используемой сети.
Цифровой доской можно пользоваться хоть вдесятером одновременно. Без помех и неудобств.
Карточки с задачами могут содержать не только текст, но и картинки, видео, ссылки, комментарии, даже небольшие чаты для обсуждения грядущей работы с коллегами и начальством. При этом эти дополнения не занимают лишнего пространства на доске и не отвлекают других участников «забега».
Визуальную составляющую цифрового скрам-борда можно настроить под свои предпочтения.
Кому стоит использовать скрам-доски?
Читая о том, как scrum-методику используют разработчики, вы уже наверняка попытались примерить ее на свою сферу деятельности (если она, конечно, еще не связана с разработкой ПО в рамках спринтов).
Такие доски используют в продажах. Только вместо stories (запросов пользователей) используются глобальные цели компании по достижению определенного количества проданных товаров или порогов прибыли.
Аналогичная ситуация наблюдается у рекрутеров. Они собирают данные о кандидатах на доске и, тестируя их на разных этапах, перераспределяют из одной колонки в другую (проверенные, опрошенные и т.п.).
Но на деле scrum можно использовать в любой сфере деятельности и даже в повседневной жизни. Универсальность методики позволяет применить ее хоть на списке продуктов или же на любом совместном списке задач. Можно выставить в одной колонке цели вашей семьи, задачи, над которыми ведется работа, и то, что уже сделано.
Как правильно пользоваться скрам-бордом
Работа над списком задач формируется в 5 этапах.
Проанализируйте stories пользователей. Сотрудники компании еще на этапе планирования спринта должны выбрать, какие из элементов бэклога продукта должны быть реализованы в ходе надвигающегося «забега». Их добавляют в бэклог спринта.
Распределите задачи. Тимлиды вместе с разработчиками разбивают «хотелки» пользователей на отдельные карточки, чтобы было проще заниматься реализацией намеченных планов. Также они совместно занимаются делегацией задач. Выбирают, кто и чем будет заниматься.
Миграция задач из списка «Надо сделать» в «Делается». В ходе спринта разработчики должны регулярно брать задачи, чтобы не оставаться без дела и ускорять общий поток перехода задач в список выполненных.
Завершаем все задачи. Решение о том, должна ли задача быть закончена или отправлена в список отложенных, стоит принимать как можно раньше, чтобы не тратить лишнее время на ее обработку и частичную реализацию. Чем больше карточек из «Надо сделать» по итогу попадут в «Сделано», тем успешнее будет «забег».
Проанализируйте выполненную работу. Вместе с начальством оцените эффективность работы. Выясните, на каких этапах возникли сложности, с чем они связаны и как их можно решить в ближайшем спринте.
Ключевые преимущества scrum-досок
Мы знаем, для чего нужны скрам-борды и уже умеем применять их на практике (в теории, конечно). Но почему стоит выбрать именно скрам, а не исследовать другие методологии, применяемые в разработке?
Scrum нацелена на увеличение производительности всей команды и упрощение коммуникации между ее участниками. Даже цифровая скрам-доска помогает собрать всех сотрудников вместе в одном пространстве и дать каждому возможность видеть общий фронт работ. Это облегчает понимание ситуации для каждого работника.
Настроить scrum-доску и внедрить в уже отлаженный рабочий процесс несложно. Буквально в пару кликов можно перенести задачи из используемых таск-менеджеров в новое приложение, а уж освоить его точно никому не составит труда. Процесс до боли примитивный – берешь карточку и перетягиваешь на соседнюю колонку.
Ну и главный плюс таких досок – выявление проблем. Не получится забыть про задачу, потерять ее или заблудиться в обилии дел, не понимая, чем конкретно сейчас нужно заниматься. Четкая структура скрам-борда «очищает» голову разработчиков и позволяет им сконцентрироваться на написании кода, а не на менеджменте.
Отличия скрам от канбан
На первый взгляд методики похожи, ведь у канбан почти та же колоночная структура. Но есть и значимые отличия.
Спектр работ – в скрам-доске содержится только информация касаемо грядущего спринта. В 99% случаев задачи строятся вокруг принципов Agile и исключают более глобальные цели. А в канбан «улетают» вообще все задачи, что надо решить. Причем период и масштаб заданных целей не имеют значения.
Лимиты – в ходе «забега» важно завершить как можно больше поставленных задач, поэтому любой сотрудник может взять на себя неограниченное количество карточек. А в случае с канбан действует строгое правило – ограничить количество задач, находящихся в списке «В работе». Нельзя брать на себя слишком много и тянуть с выполнением.
Владельцы доски – скрам-доска привязана к конкретной команде и обособлена от остальной части компании. Канбан-доска может быть достоянием целой корпорации и использоваться всеми ее сотрудниками.
Карточки – в случае с канбан разработчики не создают бэклоги вообще. Список задач – нескончаемый массив. Контролируется он весьма условно, строгих правил формирования максимально компактных целей не существует.
Аналитика – еще одна отличительная черта скрам-бордов. Визуализация аналитических данных в виде графиков, таблиц, схем и т.п. Все, что может позволить быстро оценить ситуацию.
Лучшие программы для создания цифровых скрам-досок
При внедрении методики scrum в работу команды, важно выбрать правильный инструмент.
Jira
Безусловный лидер, уже ассоциирующийся с Agile-разработкой. Поддерживает все необходимые для разработчиков функции, встроенную систему аналитики, множество механизмов сортировки данных и коммуникацию между сотрудниками.
ClickUp
Продвинутый цифровой scrum-board с возможностью наглядно устанавливать цели, а также находится в постоянном контакте со всеми программистами компании. Комментировать каждую карточку, например.
monday.com
Удобная система взаимодействия в Agile-команде с функцией интеграции других популярных сервисов. Также monday.com любят за обилие готовых шаблонов со всеми необходимыми колонками.
Wrike
Популярный инструмент для менеджмента больших команд в ходе спринтов. Им пользуются крупные корпорации в духе Google и Airbnb. Wrike более универсален и адаптирован не только под решение задач разработчиков.
Вместо заключения
Scrum – неотъемлемая составляющая Agile-разработки. Без этой методологии не получится грамотно и успешно контролировать рабочий процесс, подмечая все проблемные места. Скрам-доска не несет в себе ни единого недостатка, она точно сделает вашу команду эффективнее.